17 ноября 2024
В неделю 21-ю по Пятидесятнице в ходе Божественной литургии читается рядовое зачало из Евангелия от Луки (Лк. 8:5-15): притча о Сеятеле. И притча эта даже не столько о самом сеятеле, сколько о той почве, на которую падает посаждаемое им семя. Одна почва – та, что при дороге, обочина; и Слово Божие говорит: при дороге что может быть доброго? Такое семя не приживается – почва неплодородная. А другая почва каменистая, и когда попадает зерно на такую почву, восходит солнце, попаляет зерно, и оно не всходит. Есть еще почва, в которой много сорняков, терний, и поскольку тернии уже сильны, а зерну еще только предстоит произрасти, то нет для него никакой возможности дать плод, потому что тернии, сорняки помешают зерну раскрыть свою жизненную силу. Эта притча, конечно, о нас. Почва – это мы, это наши сердца, это наш разум, это наша способность воспринимать Слово Божие, и никто из нас не может сказать: вот то, что при дороге, – это про меня, а остальное нет; потому что каждый может оказаться и почвой при дороге, и почвой, исполненной терний, и почвой каменистой, – все зависит от состояния нашей души. Но ведь когда мы говорим о состоянии души, мы имеем в виду и состояние нашего разума, поскольку разум формирует целеполагание, жизненные цели, то, к чему мы стремимся. И если осознать, что зерно, то есть Слово Божие, есть наша главная цель, то мы не будем ни почвой при дороге, ни почвой в терниях, ни почвой каменистой, неспособными принять это зерно.
Мы должны понять, что является самым главным в нашей духовной жизни. Нам кажется, что важно достичь какой-то определенной высоты, какого-то определенного положения, будь то внешнее положение в обществе, в семье, высокий сан или звание. Многие связывают с успехом интеллектуальное развитие, получение хорошего образования, считая, что вместе с ним приходит и культура, а значит, некий уровень нравственности. Но Богу важно не статическое положение личности, которая удовлетворена своим внутренним состоянием, – Богу нужны динамика, развитие, совершенствование. И если динамика начинается из бездны падения, то тем драгоценнее такое движение человеческой души.
Также сегодня день памяти Преподобного Мерку́рия Смоленского, Печерского епископа. Был иноком Киево-Печерского монастыря. На Смоленской кафедре, вероятно, был преемником епископа Лазаря, так как испытал со своей паствой ужасы Батыева нашествия. В описании Киево-Печерской Лавры о нем говорится: «Святой Меркурий, епископ Смоленский, убит Батыем в 1247 году». Святитель, делом и словом прославив Святую Троицу в стране земного странствования, теперь славит Ее у престола Божия. После блаженной кончины святого мощи чудесным образом приплыли по Днепру к Киеву и были положены в Ближних (Антониевых) пещерах.