Новости
Пророк Ио́на

5 октября 2025

Про­рок Иона, память 5 октября, пре­ем­ник про­ро­ка Ели­сея, жил в VIII в. до Р. X. Мать Ио­ны бы­ла той вдо­вой из Са­реп­ты Си­дон­ской, к ко­то­рой во вре­мя го­ло­да по ве­ле­нию Бо­жию при­шел про­рок Илия, и у нее не ис­то­ща­лись му­ка и мас­ло.

Иона, в то вре­мя ма­лень­кий маль­чик, за­бо­лел, и бо­лезнь его бы­ла так силь­на, что не оста­лось в нем ды­ха­ния. И ска­за­ла вдо­ва Илии: «Что мне и те­бе, че­ло­век Бо­жий? Ты при­шел ко мне на­пом­нить мне гре­хи мои и умерт­вить сы­на мо­е­го». И воз­звал Илия ко Гос­по­ду: «Гос­по­ди, Бо­же мой! Да воз­вра­тит­ся ду­ша от­ро­ка се­го в него!» И услы­шал Гос­подь го­лос Илии, и воз­вра­ти­лась ду­ша от­ро­ка, и он ожил.

Од­на­жды Гос­подь по­ве­лел Ионе ид­ти про­по­ве­до­вать по­ка­я­ние нече­сти­вым жи­те­лям го­ро­да Ни­не­вии. Но Иона не за­хо­тел ис­пол­нить во­лю Бо­жию. Но от Бо­га ни­кто не мо­жет укрыть­ся, и, ко­гда Иона плыл на ко­раб­ле по мо­рю, Гос­подь, же­лая вра­зу­мить ра­ба Сво­е­го, под­нял ве­ли­кую бу­рю. Ужас объ­ял ко­ра­бель­щи­ков, и Иона ве­лел вы­бро­сить его в мо­ре, и, как толь­ко так сде­ла­ли, бу­ря пре­кра­ти­лась. А про­ро­ка Иону по ве­ле­нию Бо­жию про­гло­тил кит, и про­был Иона в жи­во­те у ки­та три дня и три но­чи. Там он пла­кал и ка­ял­ся, непре­стан­но мо­лясь Бо­гу, и Гос­подь по­ве­лел, чтобы кит из­верг Иону на су­шу. То­гда уже Иона без­ро­пот­но, бла­го­да­ря Бо­га, по­шел ис­пол­нять во­лю Его. И греш­ные жи­те­ли Ни­не­вии по­ка­я­лись, и Гос­подь от­вра­тил от них гнев Свой.

Кни­га про­ро­ка Ио­ны вхо­дит в со­став Биб­лии и со­дер­жит про­ро­че­ства о судь­бах из­ра­иль­ско­го на­ро­да, стра­да­ни­ях Спа­си­те­ля, за­пу­сте­нии Иеру­са­ли­ма. Иисус Хри­стос в бе­се­де с книж­ни­ка­ми и фа­ри­се­я­ми, тре­бо­вав­ши­ми от Него зна­ме­ния, ска­зал, что им не даст­ся ино­го зна­ме­ния, кро­ме зна­ме­ния Ио­ны про­ро­ка (Мф.12,40), т. е. три­днев­ной смер­ти и по­сле­ду­ю­ще­го Вос­кре­се­ния Гос­по­да.


ПОДРОБНЕЕ
19 сентября Церковь вспоминает чудо, совершенное Архангелом Михаилом в IV веке

19 сентября 2025

Это престольный праздник нашего храма. В этот день будет отслужена праздничная Божественная Литургия, а затем состоится Крестный ход вокруг Храма.

Во Фригии, на территории нынешней Турции, был город, называемый Колоссы, а в византийскую эпоху имевший название Хоны. Там было место, именовавшееся Херотопа, где находился храм во имя Архистратига Михаила. Храм этот был построен стараниями одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Михаилу за исцеление его немой дочери водой от источника, протекавшего рядом с храмом.

Архангел Михаил, явившись во сне отцу немой девицы, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника.

Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, а в благодарность за исцеление и был построен храм. К источнику стали приходить не только христиане, но и язычники, многие из которых, получив исцеление, обращались ко Христу.

В храме святого Архистратига Михаила в течение 60 лет служил пономарем благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе и примером своей жизни он привел к вере в Господа многих язычников. Со своей стороны, некоторые из язычников, раздражаясь на Архиппа из-за его проповедей, задумали убить его и разрушить храм. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно молился святому Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился сам архангел, ударом своего жезла открывший в горе широкую расселину и повелевший устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом, храм был спасен. Увидев такое чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и другие христиане прославили Бога и поблагодарили Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина».


ПОДРОБНЕЕ
"Более тридцати культурных событий подготовили для вас в эти выходные московские приходы и монастыри

13 сентября 2025

"Более тридцати культурных событий подготовили для вас в эти выходные московские приходы и монастыри. Больше всего мероприятий запланировано на воскресенье. По традиции, пишем о самых ярких, полный перечень — в афише на сайте.

Центральным событием субботы, 13 сентября, станет XI Международный фестиваль «Казачья станица Москва», который будет проходить в музее-заповеднике «Коломенское» с 10:00 до 20:00. В его рамках состоится освящение походного храма казаков с последующей передачей его Синодальному комитету Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством.

В воскресенье, 14 сентября, с 10:30 до 13:00 на территории храма Державной иконы Божией Матери в Чертанове можно будет посетить социальное мероприятие «Свободный магазин».

В 11:00 в храме блаженной Ксении Петербургской в Бескудникове в рамках молодежной встречи будут играть в настольные игры, в это же время начнется экскурсия «Один день в Донском».

В 11:30 храм преподобной Евфросинии Московской в Котловке организовывает русские гуляния. В 12:00 семейный центр «Радонеж» при храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове приглашает на день открытых дверей, храм святителя Спиридона Тримифунтского в Южном Бутове — на спортивную тренировку, Иоанно-Предтеченский монастырь — на экскурсию.

В это же время начнется празднование 5-летия православного молодежного клуба «Елоховцы» в храме великомученика Никиты в Старой Басманной Слободе и традиционная благотворительная «Февроньевская ярмарка» на территории храма равноапостольных Мефодия и Кирилла в Ростокине.

В 12:30 Патриаршее подворье храмов в Зарядье приглашает на беседу со священником на тему воскресного апостольского чтения, а киноклуб храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке — на просмотр фильма «Пара гнедых» (2009).

В 13:00 храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках организовывает концерт и чаепитие в честь памяти благоверных Петра и Февронии Муромских, в это же время пройдет экскурсия по храму Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

В 13:30 храм святителя Николая Мирликийского у Соломенной сторожки проведет традиционный велопробег, посвященный Всероссийскому дню трезвости.

В 14:00 в храме преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве состоится молодежная встреча с заместителем председателя епархиального отдела по делам молодежи иереем Илией Письменюком, посвященная теме создания семьи, а в Донской обители — экскурсия «Архитектура и иконопись в Донском монастыре».

В 15:00 храм Живоначальной Троицы в Свиблове приглашает на концерт «Осенние мелодии», в 17:00 — на музыкально-поэтический вечер «Мне снилась осень в полусвете стекол».

В 15:30 на территории храма преподобного Серафима Саровского в Раеве состоится открытие выставочного-просветительского центра «Наследие Русского Севера». ё

В 17:00 в храме святителя Николая Мирликийского в Заяицком совершат молебен с акафистом благоверным князьям Петру и Февронии Муромским, после — чаепитие.

В 18:00 храм Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках приглашает на встречу книжного клуба, где обсудят дебютный роман современного автора Н. Алексеевой «Полунощница» о Валаамском монастыре. Кроме того, в субботу и воскресенье с 11:00 до 19:00 на первом этаже культурно-выставочного центра «Башня» при храме равноапостольного князя Владимира в Тушине можно посетить персональную выставку М.В. Лисиченко «Светлые дни».

Также сообщаем, что открыта регистрация на заключительный танцевальный вечер на Лукинской от храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьине, который пройдет 15 сентября в 19:00. ____ Проект по созданию афиши мероприятий и событий в храмах г. Москвы реализуется Информационной службой Московской (городской) епархии совместно с ответственными за информационное служение в викариатствах и благочиниях.

Для дальнейшего развития проекта просим настоятелей храмов связаться с ответственными за информационное служение и направить им информацию о предстоящих событиях." или ссылку: https://t.me/pravmos/228


ПОДРОБНЕЕ
Апостол от 70-ти Тит Критский

7 сентября 2025

Апостол от 70-ти Тит Критский, епископ ДЕНЬ ПАМЯТИ: 7 сентября Апо­стол от 70-ти Тит был уро­же­нец ост­ро­ва Кри­та, сын знат­ных языч­ни­ков. В мо­ло­дых го­дах он вни­ма­тель­но изу­чал эл­лин­скую фило­со­фию и древ­них по­этов. За­ни­ма­ясь на­у­ка­ми, Тит про­во­дил жизнь доб­ро­де­тель­ную, не пре­да­ва­ясь по­ро­кам и стра­стям, свой­ствен­ным боль­шин­ству языч­ни­ков. Он со­блю­дал дев­ствен­ность. За та­кую жизнь Гос­подь не оста­вил его без Сво­ей по­мо­щи.

В два­дца­ти­лет­нем воз­расте свя­той Тит во сне услы­шал го­лос, ему бы­ло ука­за­но озна­ко­мить­ся с уче­ни­ем Бо­жи­их про­ро­ков. Пер­вое, что ему до­ве­лось про­чи­тать, бы­ла Кни­га про­ро­ка Ис­а­ии. От­крыв ее на 47 гла­ве, он был по­ра­жен сло­ва­ми, ска­зан­ны­ми как бы про его соб­ствен­ное ду­хов­ное со­сто­я­ние.

Ко­гда до Кри­та до­шел слух о по­явив­шем­ся в Па­ле­стине Ве­ли­ком Про­ро­ке и о чу­де­сах, тво­ри­мых Им, пра­ви­тель ост­ро­ва Кри­та, род­ной дя­дя Ти­та, по­слал его ту­да. Этот Про­рок был Сам Гос­подь Иисус Хри­стос. Свя­той Тит в Иеру­са­ли­ме уви­дел Гос­по­да; слу­шал Его про­по­ведь и уве­ро­вал в Него. Он был сви­де­те­лем Крест­ных стра­да­ний и смер­ти Спа­си­те­ля, Его слав­но­го Вос­кре­се­ния и Воз­не­се­ния на Небо.

Свя­той Тит при­нял Кре­ще­ние от апо­сто­ла Пав­ла и сде­лал­ся его бли­жай­шим уче­ни­ком. Он был при­чис­лен к 70-ти апо­сто­лам и ру­ко­по­ло­жен апо­сто­лом Пав­лом во епи­ско­па Крит­ско­го. Око­ло 65 го­да, неза­дол­го до вто­ро­го за­то­че­ния, апо­стол Па­вел на­пра­вил пас­тыр­ское по­сла­ние сво­е­му из­бран­ни­ку (Тит.1-3). Ко­гда апо­стол Па­вел как уз­ник был при­ве­зен в Рим на суд ке­са­ря, свя­той Тит оста­вил вре­мен­но свою крит­скую паст­ву и по­шел в Рим по­слу­жить сво­е­му ду­хов­но­му от­цу. По­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны апо­сто­ла Пав­ла апо­стол Тит вер­нул­ся в глав­ный го­род Кри­та – Гор­ти­ну. Апо­стол Тит муд­ро управ­лял сво­ей паст­вой и тру­дил­ся над про­све­ще­ни­ем языч­ни­ков све­том ве­ры Хри­сто­вой. Ему был дан от Гос­по­да дар чу­до­тво­ре­ний. Апо­стол Тит при­вел к ве­ре во Хри­ста мно­гих. Про­све­тив све­том ве­ры и окрест­ные стра­ны, апо­стол Тит мир­но скон­чал­ся в глу­бо­кой ста­ро­сти 94-х лет. Пе­ред смер­тью его ли­цо про­си­я­ло как солн­це.


ПОДРОБНЕЕ
Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

28 августа 2025

28 августа (15 августа по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Успение Богородицы — праздник, посвященный событию, которое не описывается в Библии, но о котором известно благодаря Преданию Церкви.Годы после распятия, воскресения и вознесения Иисуса Христа Пресвятая Дева провела большей частью в Иерусалиме, проповедуя Господа наравне с апостолами. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей. Здесь Она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял Ее к Себе. Ей явился архангел Гавриил и сообщил, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе. В знамение торжества Богородицы над смертью архангел вручил Пресвятой Деве райскую ветвь. Когда настал час Успения Богородицы, Сам Господь, окруженный множеством ангелов, явился, чтобы принять душу Своей Пречистой Матери и возвести Ее в рай. Неземной свет осиял горницу, в которой стоял благолепно украшенный одр с лежащей на нем Богородицей, окруженный апостолами. Увидев это, Божия Матерь произнесла: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о́ Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея…» После чего без всякого телесного страдания Пресвятая Дева предала душу в руки своего Сына и Бога, как бы уснув. Тело Богородицы апостолы решили похоронить в Гефсимании, где находился Гроб Господень и где погребены были родители Девы Марии и Ее нареченный супруг, праведный Иосиф. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру, чтобы он мог поклониться святым останкам. Но тела Богоматери там не было! В тот же день, собравшись на общую трапезу, апостолы увидели Пресвятую Деву, шедшую по воздуху со множеством ангелов. Она обратилась к ним со словами: «Радуйтесь! Теперь Я всегда с вами». Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому что обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух — Богу, не коснулась Благодатной. Успение Пресвятой Богородицы является одним из главных богородичных праздников Церкви. Этот праздник отражает христианское отношение к смерти. Смерть — не конец существования, а сон: усопший на время оставляет мир, чтобы после всеобщего воскресения снова вернуться к жизни.


ПОДРОБНЕЕ
Церковь отмечает память семи Ефесских отроков Мученичество: Семь отроков жили в III веке

17 августа 2025

Святой Максимилиан, один из них, был сыном градоначальника города Эфеса, остальные шестеро его друзей также происходили из эфесской аристократии, и все они находились на военной службе и были христианами. Император Декий (249—251 гг.) прибыл в Эфес и приказал приносить жертвы языческим божествам, но юноши отказались это сделать. Тогда император приказал снять с них знаки воинского отличия — воинские пояса, но тем не менее, отпустил их на свободу, надеясь, что они передумают, пока он воюет. Юноши покинули город и укрылись в пещере на горе Охлон , где молились, готовясь к мученическому подвигу. Святой Иамвлих во время одного из своих походов в город за хлебом услышал, что император вернулся, и его с товарищами ищут для суда. Отроки добровольно вышли из пещеры и явились на суд. Их приговорили принять смерть в своей пещере — император приказал заложить вход в неё камнями, чтобы отроки умерли от жажды и голода. Два сановника, присутствовавших при закладке входа, были тайными христианами и, чтобы память о мучениках сохранилась, они вложили в кладку ковчежец с 2 оловянными дощечками, где были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти. Чудесное пробуждение:

Согласно житию, по воле Божьей отроки не умерли, а заснули чудесным сном, длившимся почти два столетия. Когда в V веке, при Феодосии Младшем явились еретики, отвергавшие воскресение мёртвых во время Второго пришествия, Господь открыл тайну ожидаемого воскресения мёртвых и будущей жизни через Семь отроков. (Еретиков заботил вопрос: «Как может быть воскресение мёртвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?».

Существовало также мнение «Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха»). Владелец участка, на котором находилась г. Охлон, начал стройку, и его рабочие разобрали вход в пещеру (вариант — чтобы использовать пещеру в качестве загона для скота). В этот момент Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти двести лет. Готовясь принять мучения, друзья поручили Иамвлиху ещё раз купить им хлеба в городе. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест — время гонения на христиан уже давно прошло. Расплачиваясь за хлеб, Иамвлих подал торговцу монету императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Его привели к градоначальнику, у которого в то время находился епископ. Священник понял, что Бог открывает через юношу какую-то тайну, и отправился вместе с народом к пещере. Там в груде камней он нашёл запечатанный ковчежец. Прочтя на оловянных дощечках имена святых и обстоятельства их замурования, епископ вошёл в пещеру и увидел в ней живых отроков.

Так было показано, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мёртвых — чудо их пробуждения способствовало укреплению веры в воскресение плоти. Вскоре сам император прибыл в Эфес и беседовал с юношами в пещере. Тогда святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до дня всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле.


ПОДРОБНЕЕ
Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Начало Успенского поста.

14 августа 2025

14 августа — в первый день Успенского поста — Русская Православная Церковь вспоминает Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Праздник Происхождения, или изнесения, Честных Древ Животворящего Креста Господня первоначально сложился в Византии в IX веке, а в XII–XIII веках он утвердился во всех Православных церквях мира.

 

Русское название праздника «происхождение» — не вполне точный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение». В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией).

С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Он был установлен по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста.

Чудо случилось во время сражения святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году. Благоверный князь взял в поход чудотворную икону Владимирской Божией Матери и Честный Крест Христов, пред сражением усердно молился, прося защиты и покровительства Владычицы. Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, которые совершаются в августе.

По Уставу он относится к малым праздникам «со славословием» и имеет один день предпразднества. В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему.

По принятому ныне в Русской Церкви чину, малое освящение воды 14 августа по новому стилю совершается до или после литургии. По традиции, вместе с освящением воды совершается освящение меда. Поэтому в народе праздник получил название «Медовый Спас». Совершая празднество в честь Креста Господня, Православная Церковь возносит Свои усердные молитвы к Самому Господу о том, чтобы Он силою Креста Своего ограждал верующих от всех врагов, видимых и невидимых, на всех путях земной жизни.


ПОДРОБНЕЕ
Смоленская икона Божией матери

10 августа 2025

10 августа поздравляем с праздником Смоленской иконы Божией матери!

Смо­лен­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Оди­гит­рия», что зна­чит «Пу­те­во­ди­тель­ни­ца», по Цер­ков­но­му пре­да­нию, бы­ла на­пи­са­на свя­тым еван­ге­ли­стом Лу­кой во вре­мя зем­ной жиз­ни Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Этот об­раз был на­пи­сан по прось­бе ан­тио­хий­ско­го пра­ви­те­ля Фе­о­фи­ла. Из Ан­тио­хии свя­ты­ня бы­ла пе­ре­не­се­на в Иеру­са­лим, а от­ту­да в Кон­стан­ти­но­поль во Влахерн­ский хра­м.

Гре­че­ский им­пе­ра­тор Кон­стан­тин IХ Мо­но­мах (1042–1054), вы­да­вая в 1046 го­ду свою дочь Ан­ну за кня­зя Все­во­ло­да Яро­сла­ви­ча, сы­на Яро­сла­ва Муд­ро­го, бла­го­сло­вил ее в путь этой ико­ной. По­сле смер­ти кня­зя Все­во­ло­да ико­на пе­ре­шла к его сы­ну Вла­ди­ми­ру Мо­но­ма­ху, ко­то­рый пе­ре­нес ее в на­ча­ле ХII ве­ка в Смо­лен­скую со­бор­ную цер­ковь в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. С то­го вре­ме­ни ико­на по­лу­чи­ла на­зва­ние Оди­гит­рия Смо­лен­ская.

В 1238 го­ду по гла­су от ико­ны са­мо­от­вер­жен­ный пра­во­слав­ный во­ин Мер­ку­рий но­чью про­ник в стан Ба­тыя и пе­ре­бил мно­же­ство вра­гов, в том чис­ле и их силь­ней­ше­го во­и­на. При­няв в бит­ве му­че­ни­че­скую кон­чи­ну, он был при­чис­лен Цер­ко­вью к ли­ку свя­тых (па­мять 24 но­яб­ря). В 1602 го­ду с чу­до­твор­ной ико­ны был на­пи­сан точ­ный спи­сок (в 1666 го­ду вме­сте с древ­ней ико­ной но­вый спи­сок во­зи­ли в Моск­ву для по­нов­ле­ния), ко­то­рый по­ме­сти­ли в башне Смо­лен­ской кре­пост­ной сте­ны, над Дне­пров­ски­ми во­ро­та­ми, под спе­ци­аль­но устро­ен­ным ша­тром. Но­вый спи­сок вос­при­нял бла­го­дат­ную си­лу древ­не­го об­ра­за, и, ко­гда рус­ские вой­ска 5 ав­гу­ста 1812 го­да остав­ля­ли Смо­ленск, ико­ну взя­ли с со­бой для охра­не­ния от непри­я­те­ля.

На­ка­нуне Бо­ро­дин­ской бит­вы этот об­раз но­си­ли по ла­ге­рю, чтобы укре­пить и обод­рить во­и­нов к ве­ли­ко­му по­дви­гу. Древ­ний об­раз Смо­лен­ской Оди­гит­рии, взя­тый вре­мен­но в Успен­ский со­бор, в день Бо­ро­дин­ской бит­вы вме­сте с Ивер­ской и Вла­ди­мир­ской ико­на­ми Бо­жи­ей Ма­те­ри об­но­си­ли во­круг Бе­ло­го го­ро­да, Ки­тай-го­ро­да и кремлев­ских стен, а за­тем от­пра­ви­ли к боль­ным и ра­не­ным в Ле­фор­тов­ский дво­рец. Пе­ред остав­ле­ни­ем Моск­вы ико­на бы­ла взя­та в Яро­славль. Так бла­го­го­вей­но хра­ни­ли на­ши пред­ки эти ико­ны-сест­ры, и Ма­терь Бо­жия через Свои об­ра­зы охра­ня­ла на­шу Ро­ди­ну.

По­сле по­бе­ды над непри­я­те­лем ико­на Оди­гит­рии вме­сте с про­слав­лен­ным спис­ком бы­ла воз­вра­ще­на в Смо­ленск. Празд­но­ва­ние в честь это­го чу­до­твор­но­го об­ра­за 28 июля бы­ло уста­нов­ле­но в 1525 го­ду в па­мять воз­вра­ще­ния Смо­лен­ска Рос­сии. Су­ще­ству­ет мно­го чти­мых спис­ков со Смо­лен­ской Оди­гит­рии, ко­то­рым по­ло­же­но празд­но­ва­ние в этот же день. Есть и день празд­но­ва­ния Смо­лен­ской иконе, про­сла­вив­шей­ся в ХIХ ве­ке, – 5 но­яб­ря, ко­гда этот об­раз по рас­по­ря­же­нию глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го рус­ской ар­ми­ей М. И. Ку­ту­зо­ва был воз­вра­щен в Смо­ленск. В па­мять из­гна­ния вра­гов из Оте­че­ства в Смо­лен­ске бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­вать этот день еже­год­но. Свя­тая ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Оди­гит­рии – од­на из глав­ных свя­тынь Рус­ской Церк­ви. Ве­ру­ю­щие по­лу­ча­ли и по­лу­ча­ют от нее обиль­ную бла­го­дат­ную по­мощь.


ПОДРОБНЕЕ
Святой пророк Иезекииль

3 августа 2025

3 августа Православная Церковь отмечает память пророка Иезекииля. Свя­той про­рок Ие­зе­ки­иль жил в VI ве­ке до Рож­де­ства Хри­сто­ва. Ро­дил­ся в го­ро­де Са­ри­ре, про­ис­хо­дил из ко­ле­на Ле­ви­и­на, был свя­щен­ни­ком и сы­ном свя­щен­ни­ка Ву­зия.

Во вто­рое на­ше­ствие на Иеру­са­лим ва­ви­лон­ско­го ца­ря На­ву­хо­до­но­со­ра, в 25-лет­нем воз­расте Ие­зе­ки­иль был от­ве­ден в Ва­ви­лон вме­сте с ца­рем Ие­хо­ни­ей II и мно­ги­ми дру­ги­ми иуде­я­ми. В пле­ну про­рок Ие­зе­ки­иль жил при ре­ке Хо­вар. Там, на 30-м го­ду жиз­ни, в ви­де­нии ему бы­ло от­кры­то бу­ду­щее ев­рей­ско­го на­ро­да и все­го че­ло­ве­че­ства.

Про­рок уви­дел си­я­ю­щее об­ла­ко, в се­ре­дине ко­то­ро­го был пла­мень, а в нем – та­ин­ствен­ное по­до­бие дви­жи­мой ду­хом ко­лес­ни­цы и че­ты­рех кры­ла­тых жи­вот­ных, имев­ших каж­дое че­ты­ре ли­ца: че­ло­ве­ка, льва, тель­ца и ор­ла. Пе­ред их ли­ца­ми на­хо­ди­лись ко­ле­са, усе­ян­ные оча­ми. Над ко­лес­ни­цей воз­вы­шал­ся как бы кри­сталь­ный свод, а над сво­дом – по­до­бие пре­сто­ла как бы из свер­ка­ю­ще­го сап­фи­ра.

На этом пре­сто­ле си­я­ю­щее «по­до­бие Че­ло­ве­ка», а во­круг Него ра­ду­га (Иез.1,4-28). По тол­ко­ва­нию от­цов Церк­ви, пре­свет­лое «по­до­бие Че­ло­ве­ка», си­дя­ще­го на сап­фи­ро­вом пре­сто­ле, бы­ло про­об­ра­зом во­пло­ще­ния Сы­на Бо­жия от Пре­свя­той Де­вы Ма­рии, явив­шей­ся Пре­сто­лом Бо­жи­им; че­ты­ре жи­вот­ных про­об­ра­зо­вы­ва­ли че­ты­рех еван­ге­ли­стов, ко­ле­са со мно­же­ством очей – ча­сти све­та со все­ми на­ро­да­ми зем­ли. При этом ви­де­нии свя­той про­рок от стра­ха упал на зем­лю, но глас Бо­жий по­ве­лел ему встать и за­тем объ­явил, что Гос­подь по­сы­ла­ет его на про­по­ведь к на­ро­ду из­ра­иль­ско­му. С это­го вре­ме­ни на­ча­лось про­ро­че­ское слу­же­ние Ие­зе­ки­и­ля.

Про­рок Ие­зе­ки­иль воз­ве­стил на­ро­ду из­ра­иль­ско­му, на­хо­див­ше­му­ся в пле­ну ва­ви­лон­ском, о пред­сто­яв­ших ис­пы­та­ни­ях в на­ка­за­ние за за­блуж­де­ния в ве­ре и от­ступ­ни­че­ство от Ис­тин­но­го Бо­га. Про­рок воз­ве­щал так­же и на­ступ­ле­ние луч­ших вре­мен для сво­их плен­ных со­оте­че­ствен­ни­ков, пред­ска­зы­вал воз­вра­ще­ние их из ва­ви­лон­ско­го пле­на и вос­ста­нов­ле­ние Иеру­са­лим­ско­го хра­ма.

Осо­бен­но важ­ны два зна­ме­на­тель­ных ви­де­ния про­ро­ка – о хра­ме Гос­под­нем, ис­пол­нен­ном сла­вы, и о су­хих ко­стях на по­ле, ко­то­рым Дух Бо­жий дал но­вую жизнь. Ви­де­ние о хра­ме бы­ло та­ин­ствен­ным про­об­ра­зом осво­бож­де­ния ро­да че­ло­ве­че­ско­го от ра­бо­ты вра­жи­ей и устро­е­ния Церк­ви Хри­сто­вой через ис­ку­пи­тель­ный по­двиг Сы­на Бо­жия, во­пло­тив­ше­го­ся от Пре­свя­той Де­вы Ма­рии, име­ну­е­мой про­ро­ком «вра­та­ми за­тво­рен­ны­ми», ко­то­ры­ми про­шел толь­ко Один Гос­подь Бог (Иез.44,2). Ви­де­ние о су­хих ко­стях на по­ле – про­об­раз все­об­ще­го вос­кре­се­ния мерт­вых и но­вой веч­ной жиз­ни ис­куп­лен­ных Крест­ной смер­тью Гос­по­да Иису­са Хри­ста (Иез.37,1-14). Свя­той про­рок Ие­зе­ки­иль имел от Гос­по­да дар чу­до­тво­ре­ния. Он, как и про­рок Мо­и­сей, мо­лит­вой к Бо­гу раз­де­лил во­ды ре­ки Хо­ва­ра, и евреи пе­ре­шли на дру­гой бе­рег, из­бе­жав пре­сле­до­ва­ния хал­де­ев.

Во вре­мя го­ло­да про­рок ис­про­сил у Бо­га умно­же­ния пи­щи для го­ло­дав­ших. За об­ли­че­ние в идо­ло­по­клон­стве од­но­го ев­рей­ско­го кня­зя свя­то­го Ие­зе­ки­и­ля пре­да­ли каз­ни: при­вя­зан­ный к ди­ким ко­ням, он был разо­рван на ча­сти. Бла­го­че­сти­вые евреи со­бра­ли рас­тер­зан­ное те­ло про­ро­ка и по­хо­ро­ни­ли его на по­ле Маур, в усы­паль­ни­це Си­ма и Ар­фак­са­да, пра­ро­ди­те­лей Ав­ра­ама, неда­ле­ко от Баг­да­да. Про­ро­че­ства Ие­зе­ки­и­ля за­пи­са­ны в кни­ге, на­зван­ной его име­нем и вклю­чен­ной в Биб­лию.


ПОДРОБНЕЕ
Память святых отцов шести Вселенских Соборов

27 июля 2025

Православная Церковь признает семь Святых Вселенских Соборов: Никейский I (325 г., против ереси Ария); Константинопольский I (381 г., против ереси Македония); Ефесский (431 г., против ереси Нестория); Халкидонский (451 г., против ереси монофизитов); Константинопольский II (553 г., "О трех главах"); Константинопольский III (680–681 гг., против ереси монофелитов); Никейский II (787 г., против ереси иконоборцев). А литургическое празднование святым отцам шести Соборов объясняется тем, что седьмой Вселенский Собор был признан таковым на Поместном Константинопольском Соборе в 879-880 гг., тогда как каждый из шести был утвержден Вселенским на следующем за ним.


ПОДРОБНЕЕ
Память явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани

21 июля 2025

21 июля Русской Церковью совершается память явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани. В 1579 году, в царствование Иоанна Васильевича Грозного, город Казань входит в состав Руси, где чудесным образом была обретена икона Божией Матери. По указанию Самой Царицы Небесной икону вытащили из пепла сгоревшего дома, так как в войне с Казанским ханством страшный пожар истребил часть города. Написанная на доске из кипариса, икона представляет изображение Богоматери с Младенцем, восседающим на Ее левой руке. Событие обретения иконы описал настоятель Казанской Никольской церкви священник Гермоген, который впоследствии стал патриархом, а потом и священномучеником. На месте же обретения по указанию царя Иоанна IV был воздвигнут Казанский Богородицкий монастырь. Явление этой иконы, как и многих других икон Божией Матери, свидетельствует о Ее милости к русской земле и русскому народу. Во имя Казанской иконы возводятся величественные храмы — таков, например, Казанский собор в Санкт-Петербурге или Казанский собор в Москве, который был построен на Красной площади князем Дмитрием Пожарским. Вскоре после обретения эта икона стала всенародной святыней, знамением небесного покрова Божией Матери, явленного всей русской земле. В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пресвятая Богородица. Из великого множества икон, почитаемых на нашей земле, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях.


ПОДРОБНЕЕ
Преподобная Евфроси́ния (в миру Евдоки́я) Московская

20 июля 2025

Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия - дочь Суздальского князя Димитрия Константиновича. В 1367 году она стала супругой Великого князя Димитрия, прозванного Донским. Этот счастливый союз был для Руси залогом мира между Москвой и Суздалем. На княгиню Евдокию большое влияние оказали Московский митрополит Алексий и преподобный Сергий Радонежский, который крестил одного из княжеских сыновей. В 1387 году святая княгиня основала в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь. В 1395 году, при нашествии Тамерлана на южные границы Руси, по ее совету в Москву была принесена Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю. По указанию преподобной Евфросинии был написан знаменитый образ Архистратига Михаила, ставший впоследствии храмовой иконой Архангельского собора Кремля. 


ПОДРОБНЕЕ
Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов

13 июля 2025

Память 13 июля Собор святых славных и всехвальных 12-ти Апостолов Христовых является древним праздником. Святая Церковь, чествуя каждого из 12-ти апостолов в разное время года, с давних времен установила общее празднование им на следующий день после памяти славных и первоверховных апостолов Петра и Павла († ок. 67). Сведения о каждом апостоле приведены в день его сугубой памяти. Святой благоверный царь Константин Великий (306–337) построил в Царьграде храм во имя святых Двенадцати апостолов. Указания на совершение этого празднования встречаются в IV веке.


ПОДРОБНЕЕ
Рождество Иоанна Предтечи

7 июля 2025

7 июля Православная Церковь отмечает один из великих праздников — Рождество Иоанна Предтечи. В этот день мы вспоминаем, как в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы родился будущий пророк, который предскажет пришествие Мессии — Иисуса Христа, а потом крестит его в водах реки Иордан.

Иоанн Креститель — самый почитаемый христианский святой после Богородицы.


ПОДРОБНЕЕ
Празднование Владимирской иконы Божией Матери

6 июля 2025

6 июля Русская Православная Церковь совершает празднование Владимирской иконы Божией Матери. По церковному преданию Вла­ди­мир­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри была на­пи­са­на Еван­ге­ли­стом Лу­кой. Бо­жия Ма­терь, уви­дев этот об­раз, про­из­нес­ла: «От­ныне убла­жат Ме­ня все ро­ды.

Бла­го­дать Рожд­ше­го­ся от Ме­ня и Моя с этой ико­ной да бу­дет». В 1131 го­ду ико­на бы­ла при­сла­на на Русь из Кон­стан­ти­но­по­ля свя­то­му кня­зю Мсти­сла­ву и бы­ла по­став­ле­на в Де­ви­чьем монасты­ре Вы­ш­го­ро­да – древ­не­го удель­но­го го­ро­да свя­той равноапостоль­ной ве­ли­кой кня­ги­ни Оль­ги. Сын Юрия Дол­го­ру­ко­го свя­той Ан­дрей Бо­го­люб­ский в 1155 го­ду при­нес ико­ну во Вла­ди­мир и по­ме­стил в воз­двиг­ну­том им знамени­том Успен­ском со­бо­ре.

С то­го вре­ме­ни ико­на по­лу­чи­ла име­но­ва­ние Вла­ди­мир­ской. В 1395 го­ду ико­ну впер­вые при­нес­ли в Моск­ву. С тех пор по молитвам народа перед Владимирской иконой Божия Матерь не раз избавляла Русь от различных бед и напастей.


ПОДРОБНЕЕ
Собор всех святых, в земле Русской просиявших

22 июня 2025

Если в первое воскресенье по Пятидесятнице мы прославляем всех святых, то в следующее воскресенье – всех русских святых. Второе воскресенье по Пятидесятнице – это «Неделя Всех Святых, в земле Российской просиявших». Церковь прославляет сонм праведников и мучеников, как прославленных, так и ведомых одному лишь Богу. Это праздник всей Святой Руси.


ПОДРОБНЕЕ
КРЕСТНЫЙ ХОД с мироточивой иконой БОЖИЕЙ МАТЕРИ «УМЯГЧЕНИЕ ЗЛЫХ СЕРДЕЦ»

13 июня 2025


ПОДРОБНЕЕ
День Святого Духа

9 июня 2025

9 июня 2025 года— День Святого Духа. Троица и Духов день рассматриваются Православной Церковью как единый праздник Пятидесятницы — сошествия Духа Святого на апостолов, которое произошло на 50-й день после Воскресения Христова.

Однако на 51-й день после Пасхи, то есть на следующий день после Пятидесятницы (всегда в понедельник) в православии отдельно празднуется День Святого Духа, или Духов день. Этот праздник был установлен Церковью в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим. Святой Дух — Третье Лицо (Ипостась) Святой Троицы, истинный Бог, единосущный и равнославный Отцу и Сыну.

Как и всем Лицам Святой Троицы, Святому Духу воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну, постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность. От Двух Других Лиц Святой Троицы Святого Духа отличает личное (ипостасное) свойство, которое заключается в том, что Он предвечно исходит от Отца. Исхождение Святого Духа не имеет ни начала ни конца, оно вневременно, поскольку вне времени существует Сам Бог.


ПОДРОБНЕЕ
День Святой Троицы

8 июня 2025

8 июня2025 года православные христиане празднуют День Святой Троицы, или Пятидесятницу.

Троица отмечается на 50-й день после Пасхи и всегда приходится на воскресенье. Отсюда и еще одно название этого праздника — Пятидесятница. События, произошедшие в этот день, являются одними из ключевых в истории христианства.

Именно в этот день, согласно вероучению, человечеству была явлена Третья Ипостась Господа — Бог Святой Дух.

Сначала только ученики Христа — апостолы, а потом и все человечество узнали великую, труднопостижимую для ума людей тайну природы Бога: то, что Бог Един в Трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.

В 50-й день после Воскресения Иисуса Христа (и 10-й день после Его Вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2–4).


ПОДРОБНЕЕ
НЕДЕЛЯ О СЛЕПОМ

25 мая 2025

В неделю 6-ю по Пасхе Церковь вспоминает чудо исцеления Иисусом Христом слепорожденного. Об этом событии повествует еван­ге­ли­ст Иоан­н Богослов (Ин.9:1-38). «Про­хо­дя, [Иисус] уви­дел че­ло­ве­ка, слепо­го от рож­де­ния. Уче­ни­ки Его спроси­ли у Него: «Рав­ви! Кто со­гре­шил: он или его ро­ди­те­ли, из-за че­го он и родил­ся сле­пым?»

От­ве­тил Иисус: «Ни он не со­гре­шил, ни ро­ди­те­ли его, но, чтобы яв­ле­ны бы­ли де­ла Бо­жии на нем. Нам [Мне] сле­ду­ет тво­рить де­ла По­слав­ше­го Ме­ня, по­ка ещё день; при­хо­дит ночь, ко­гда ни­кто не мо­жет делать. По­ка Я в ми­ре, Я – свет ми­ру». Ска­зав это, Он плю­нул на зем­лю, сде­лал грязь из слю­ны и по­ма­зал гря­зью гла­за сле­по­му; и ска­зал ему: «Иди, умой­ся в ку­пальне Си­ло­ам»; что зна­чит в пе­ре­во­де «По­слан­ный». Он по­шел и умыл­ся, и вер­нул­ся зря­чим. По­вест­во­ва­ние еван­ге­ли­ста Иоан­на чита­е­мое се­го­дня за вос­крес­ной Литурги­ей, срав­ни­ва­ет ис­це­ле­ние сле­по­рож­ден­но­го с ду­хов­ным про­зре­ни­ем че­ло­ве­ка. Иисус Хри­стос, ска­зав­ший о Се­бе, что Он – «Свет ми­ру», да­ру­ет воз­мож­ность ви­деть ма­те­ри­аль­ный свет и мир во­круг се­бя че­ло­ве­ку, ли­шен­но­му это­го вели­ко­го бла­га, ко­то­рое мы, зря­чие, воспри­ни­ма­ем как нечто са­мо со­бою ра­зу­ме­ю­ще­е­ся. Этот слу­чай стал для исце­лен­но­го сту­пе­нью к неиз­ме­ри­мо более важ­но­му про­зре­нию – прозрению ду­хов­но­му.

Умыв­шись в источ­ни­ке Си­ло­ам (что в пе­ре­во­де зна­чит «По­слан­ный»!), он не толь­ко об­рёл зре­ние, но и уве­ро­вал в по­слан­ни­че­ство в мир Сы­на Бо­жия, а книж­ни­ки и учи­те­ля на­ро­да, гор­див­ши­е­ся сво­ей начи­тан­но­стью в Свя­щен­ном Пи­са­нии, оста­лись ду­хов­но сле­пы, хо­тя и бы­ли зря­чи всю жизнь. На примере исцеления слепорожденного, которому Иисус Христос даровал возможность видеть духовным и телесным очам, Святая Церковь поучает, что просветитель истинный – один Господь, и только в свете Его можно узреть истинный и спасительный свет.


ПОДРОБНЕЕ
Подать Записку

Принимаем записки онлайн!

Дорогие братия и сестры! Если по каким-то причинам вы не можете посетить храм и подать записки лично, предлагаем это сделать онлайн.